В работе часто помогала интуиция
Наш постоянный автор Эмма ШКУРКО по профессии – невролог. Она с теплом вспоминает о своей работе в замечательном коллективе Республиканской
клинической психиатрической больницы, где трудилась на полставки в качестве консультанта. Все это происходило в стенах старых корпусов больницы, располагавшейся на улице Владивостокской.
Псевдо-Саша
Огромный интерес психиатров и узких специалистов вызвал человек, страдавший амнезией. Он ничего о себе не помнил. Мужчина 40–42 лет, без каких-либо признаков психического расстройства. Он был правильно ориентирован в текущих событиях, мог читать и писать, работать за компьютером, помнил, что когда-то умел готовить плов, знал иностранные языки, владел приемами боевых искусств. Но не знал своей биографии, паспортных данных, ничего не мог рассказать о семье. Был опрятен и состоянием своим тяготился. Режим отделения он не нарушал, ходил на внешние работы, беседовал со студентами. Понимал, где находится и почему, а вот что произошло с ним – объяснить не мог. Стал отзываться на имя Саша, хотя потом выяснилось, что зовут его иначе. Никто его не разыскивал.
В Уфу «Сашу» направили из магнитогорской милиции. Мужчину сняли на видеокамеру и кассету отправили в Москву в редакцию передачи «Жди меня». В одной из телепередач сюжет показали, и нашего подопечного узнала сестра, проживающая в Ростовской области. Позже они встретились в программе «Жди меня», но брат сестру не узнал. Ни имени, ни фамилии своей он так и не вспомнил.
Сестра сразу забрать его не смогла. «Саша» находился в НИИ судебной психиатрии имени Сербского, затем снова потерялся, а потом оказался в нашей больнице повторно.
«В кулуарах» высказывались смелые предположения, которые никто не осмелился озвучить: одни считали, что его похитили и снова вернули инопланетяне, другие - что он скрывается от кредиторов, третьи и вовсе считали законспирированным агентом спецслужб, внедренным в больницу для проверки соблюдения «Закона о психиатрической помощи». На самом деле это было так называемое диссоциативное расстройство, как в известном фильме «Знахарь»: после пережитого стресса исчезла вся информация о личной жизни, о том, что хотелось забыть.
Ожидая в больнице сестру, которая все же планировала его забрать, псевдо-Саша еще раз всех удивил. Работая на внешних работах при хозчасти, он нашел деревянный брус и вырезал из него корпус корабля, сделал мачты, приладил к ним паруса из тонкой белой ткани. На борту установил крошечные пушечки, прорезал иллюминаторы. Как он сумел создать такую прекрасную модель без специальных инструментов, где в больнице нашел рисунки? Этот парусник (на снимке) долго стоял в одном из кабинетов отделения, напоминая о «Саше», которого в конце концов после оформления паспорта увезла сестра.
Три резинки, рыбная косточка и незамеченный перелом
Часто поведение больных бывает непредсказуемым, приходится искать решение интуитивно. Пришла как-то на консультацию - смотрю, у мужчины рука вроде бы повисла, ногу приволакивает. Неужели ночью случился инсульт? Других признаков не было. Так что же случилось? Предлагаю снять куртку. Нехотя согласился, оказалось - плечо было перетянуто тремя тонюсенькими резинками. Вероятно, это было нечто из тюремных хитростей.
Привели ко мне хроника с жалобами на кашель. Сказал, что трудно глотать, а накануне был здоров. Рассказать, как заболел, не может. Глотание могло быть нарушено по причине мозгового кровообращения в стволе мозга, а это опасно, может нарушиться дыхание. Даю выпить воды - пьет нормально. Но что делать? Решаю выиграть время и направляю его на рентгенографию шейного отдела. Ура! На снимке - рыбная косточка, которой подавился больной. Всего лишь… Оториноларинголог ее успешно удалил, и больной поправился.
А еще меня как-то пригласили в диспансерное отделение осмотреть пожилую больную с деменцией, которую привели родственники. Рука висит. Инсульт? Рассказать о случившемся ни она, ни родные не могут. Жалоб нет, анамнеза нет. Прошу снять кофту, и - о ужас! Перелом лучевой кости в типичном месте. Немая сцена...
О пейджерах
В больницу поступают люди не только для того, чтобы подтвердить наличие болезни, но и за тем, чтобы ее исключить. Таким оказался мужчина 30 лет, проходивший исследование в одном из отделений. Он рассказал мне, что работает в пейджинговой компании, которая планирует вводить в пользование аппараты, позволяющие вести электронную переписку. Все было так интересно и необычно, что подумалось о часто встречавшемся бреде изобретательства. А через пару месяцев у меня появился пейджер, и я мысленно попросила прощения у этого пациента.
Губа
В субботу вызвали на консультацию из дома. Подросток 15 лет доставлен из района с изменившимся психическим состоянием. Войдя в приемный покой, я увидела прежде всего кроваво-красную огромную нижнюю губу. Что случилось, предстояло ответить мне. Отек Квинке (аллергический)? Травма? Никакой информации не было. Предполагаю, что при изменении состояния родители могли увеличить дозу принимаемого юношей препарата, естественно, без корректоров, которые необходимо давать. Да, было именно так: сильный спазм мышц как бы вывернул губу изнутри наружу. Дали препарат-корректор, и постепенно все прошло.
Спасибо Корану!
Моя бывшая студентка попросила посмотреть брата. Парню 28 лет, работал слесарем, затем решил посвятить себя религии и отправился в Арабские Эмираты. Приехав погостить, удивил родных: с кем-то разговаривает, озирается по сторонам, ничего о себе не рассказывает. Уговорить его пройти консультацию психиатра было невозможно. Увидев его еще издали, я поняла, что это - не неврология. А встретились мы в Республиканской клинической больнице имени Гумера Куватова. Показывает компьютерную томограмму головного мозга и говорит, что часть мозга у него забрали (на КТ, МРТ видны желудочки мозга, в которых вырабатывается спинномозговая жидкость). Убедить в обратном его было невозможно. Для верности я зашла к нейрохирургам и показала снимки: все в порядке. И вдруг меня осенило. Один из докторов был ординатором из Иордании - интеллигентный, приветливый человек. Позже он защитил диссертацию и вернулся на родину. Я попросила его объяснить нашему пациенту на арабском, что ему необходим осмотр психиатра и госпитализация. Еще возникла мысль, чтобы иорданец, если сочтет возможным, призвал на помощь Коран. Каково же было удивление больного и его сестры, когда доктор заговорил по-арабски. И он убедил нашего пациента, что таким мозг сделал всем людям Аллах, и сумел уговорить его добровольно обратиться к психиатрам.
Жена Кашпировского
Бум, вызванный Кашпировским, не мог не отразиться на наших пациентах. Пришла я как-то на консультацию в отделение, принимаю в ординаторской больного, вполне спокойного, не сопровождаемого ни сестрой, ни санитаром, как это положено. Вдруг открывается дверь, заходит второй больной и радостно восклицает: «Вы - жена Кашпировского». Двое больных - уже тревожно. Встаю, подхожу к двери, беру второго пациента за руку и подтверждаю: «Да, но об этом мы поговорим потом», - и вывожу его в коридор.
***
Работа с психически больными подтверждает тот факт, что они зачастую неадекватно оценивают свое самочувствие, не предъявляют вовремя жалобы, не сообщают анамнестические сведения. Поэтому окружающие должны быть более внимательны к состоянию пациента, чтобы не пропустить серьезное соматическое заболевание.Эмма ШКУРКО.
27-10-2020 (0) Просмотров: 800 Номер: 75(13454) Версия для печати