$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Стремительный полёт его жизни


Стремительный полёт его жизни

Мой отец Алексей Петрович Соколов прожил большую, насыщенную событиями жизнь. Он был летчиком-фронтовиком, великим тружеником, многогранной и разносторонне одаренной личностью. Его судьбу можно сравнить со стремительным полетом из России царской в Россию социалистическую, а затем в страну, выбравшую новый путь развития. О своей непростой летной работе он написал книгу «Здравствуй, небо!», которая очень скромным тиражом вышла в 1994 году в городской типографии, а через 13 лет увидела свет в республиканском издательстве «Китап».

Свою книгу, основанную на реальных событиях, он посвятил светлой памяти нашей мамы - верной жене и соратнице, и, перечитывая рассказанные им истории, я не перестаю восхищаться его мужеством, умением принимать единственно верные решения и с хладнокровием преодолевать выпавшие на долю отца испытания. А их там, за облаками, бывает немало.
Как драгоценную семейную реликвию хранит мой сын Александр Панасенко, который пошел по стопам деда и стал пилотом «Боинга», его нагрудный знак: на фоне земного шара распростер свои крылья самолет с цифрой - 500 тысяч километров! Цифра по тем временам колоссальная!
На своих легких «суденышках» – самолетах По-2 и Ан-2 - мой отец, выпускник Балашовской летной школы гражданского воздушного флота (ГВФ) летал в небе Казахстана, Поволжья и, конечно, нашей родной Башкирии, перевозя тяжелобольных, различные грузы, оборудование, продукты. Не раз попадал в сложные метеоусловия: в сильный дождь, грозу, ураган; сталкивался со снежными заносами и обледенением. Но вера в собственные силы, летное мастерство и мамина безграничная любовь и преданность помогали выходить даже из самых безвыходных ситуаций...
Когда разразилась Великая Отечественная война, отец сменил штурвал гражданского самолета на военный, громя фашистов на своем бесстрашном Ил-2.
Но, разумеется, лучше всех о своих ратных свершениях расскажет сам автор книги. Итак, это случилось зимой 1943 года на Воронежском фронте.

Разведданные вовремя
Следом за первыми боевыми вылетами я получил задание на разведку ближнего тыла противника. В задачу пары штурмовиков, которую возглавлял, входила разведка сосредоточения танков и другой техники врага, а также живой силы.
Задача заключалась не только в том, чтобы найти места сосредоточения боевой техники, но и в активном ее подавлении.
Взлетев с базового аэродрома, я сделал круг, поджидая своего напарника Колю Зубарева. Вижу, он начал разбег и вскоре пристроился ко мне. В то же время замечаю, что мотор у него парит, как паровоз. Пилоту совершенно ничего не видно, летит, как в тумане.
Если парение не прекратится, нужно обязательно садиться, что мой коллега вскоре не преминул сделать.
Вновь и вновь кружу над аэродромом, поджидая своего ведомого, но его нет и нет. Видно, с мотором случилось что-то серьезное. Как быть? Садиться самому, не выполнив задание? Да еще с бомбовой нагрузкой? Нет, так дело не пойдет. Придется идти в тыл врага одному. Конечно, состояние не из приятных, когда рядом нет плеча друга. Но иного выхода нет.
Беру курс на соседний аэродром. Вхожу в круг и жду, когда поднимутся «маленькие» - истребители прикрытия. Сделав несколько кругов в ожидании, наконец вижу, как с земли взлетают два истребителя. Это прибавило сил и уверенности.
А вот и Дон, настоящий тихий Дон, опушенный темной растительностью. Оглядываюсь по сторонам, ищу зенитные точки — ничего не видно. Все бело и невинно, будто никакой войны и нет...
Линию фронта мы прошли без всякого сопротивления со стороны врага. Чтобы не демаскировать себя, я снизился до бреющего полета. Внимательно разглядываю небесную сферу и к своему удивлению и возмущению не вижу своих истребителей. Куда же они делись? Разворачиваю самолет, смотрю вверх, вправо, влево, но мое прикрытие словно корова языком слизала...
«Ну что ж, - вздыхаю я, - придется идти одному...» «Маленькие» меня, наверное, потеряли. Ведь я был окрашен в белый цвет, и на фоне снега меня трудно было удержать в поле зрения.
Держу курс на северо-запад.
Внизу на белом фоне хорошо заметны черные ремешки дорог, по которым движутся колонны немецких вояк в белых маскхалатах.
Нацеливаю машину, беру на прицел, нажимаю на гашетки. Колонна мигом рассредоточивается, враги падают в снег. Делаю отметку на карте. Иду дальше.
Через несколько десятков минут вижу какие-то сугробы. Сразу вкрадывается подозрение: «Как могли вырасти сугробы на ровном поле? Здесь что-то не так...»
Набираю высоту, делаю пологий вираж, пытаюсь рассмотреть все подробно. Ничего не видно. Пробую ломать курс - то же самое: белая мертвая пустыня... Снижаюсь опять до предельного минимума и виражирую над самыми сугробами, и вдруг под крылом мелькнул черно-белый крест.
- Стоп, засек! Это же танк. Ага, фрицы, мы вас раскусили. Маскировка не спасла...
Видимо, танковая колонна остановилась на время, на заправку горючим, или же готовилась к броску на наши позиции. Немецкие танкисты натянули сверху машин сетку и навалили на нее снегу. Только боковину одного танка не закрыли как следует, и ветер приоткрыл ее.
Прикинул по часам и карте - далековато забрел, горючего как бы хватило на обратный путь. Но надо же «отблагодарить» фрицев. Ведь русские люди - щедрый народ...
Противник, чтоб не выдать себя, не подает ни звука, точно и нет его в живых.
Набираю необходимый минимум высоты, чтобы не поразить себя осколками собственных бомб.
Набрав нужную высоту, я подошел к цели - снежным сугробам - и уже хотел нажать на кнопки бомб сбрасывателей, но поймал себя на мысли: «Да что же я, балда, делаю. Ведь нужны разведданные, а я хочу спугнуть фрицев. Нет, надо быстренько смываться отсюда», - и лег на обратный курс.
Преждевременно загоревшаяся красная лампочка сигнализировала о том, что горючее на исходе. Думаю: «Видимо, пробит бензобак. Как бы дотянуть до ближайшего аэродрома». Но вскоре двигатель стал сдавать, захлебываться и заглох окончательно. Раздумывать некогда. Сажусь на живот рядом с небольшим поселком. Снег в ту зиму был глубокий, и посадка с выпущенным шасси могла привести к капотажу на спину.
Раздался свист и удар снежных комьев о фюзеляж. Через мгновение все смолкло.
Открываю фонарь и вылезаю из кабины, держа пистолет наготове. В сознании проносится: «Где сел? Кто в селе, свои или немцы?»
Невдалеке, у соломенной хаты стоит мальчишка. Он недоверчиво смотрит в мою сторону, тоже, видно, думая: «Кто он, друг или враг?». Я крикнул мальчишке:
- Немцы есть?
- Не, дядя, вчера выбили...
На душе сразу отлегло: «В хуторе свои... Ура-а!»
* * *

Да, героизм был не только на фронте, но и в тылу. В войну моя мама - Татьяна Николаевна Соколова, тогда молоденькая девушка, работала санитаркой Саратовского прифронтового госпиталя. Однажды привезли очень много раненых, срочно понадобилась кровь. И моя мама сдала столько крови, что потеряла сознание...
...После войны мой отец трудился в небе Башкирии, осваивая новые летные трассы. Вот еще одна история из его книги.


Быть или не быть?
Если увидишь Белорецк с воздуха - не нарадуешься его местоположением. Горы-великаны обступили его со всех сторон. Густая тайга подступает к самому городу. Загорелые сосны сбегают с косогора к улицам, точно молодки хороводы водить.
Самолет, встав в вираж, мимолетно увидел себя в водах пруда, который массивным резным зеркалом вписался в городской пейзаж. И, конечно, индустриальный облик города не мыслится без огромных дымов его металлургического сердца.
Воздух в Белорецке особенный, горный: дышишь - не надышишься. Город стоит на шестисотметровой высоте над уровнем моря. Делаю над городом башкирских металлургов прощальный круг и ставлю нос По-2 на вершину горы. Внизу среди рыже-бурой тайги сверкает серебристая ниточка зажатой горами реки Инзер. Справа высится вершина царицы Южного Урала — Яман-Тау.
Взглянешь вокруг - сердце радуется. Красота, красотища какая! Горизонт размывается сиреневой дымкой. Вокруг - ни пятачка, ни пролысинки - сплошные горы, камни, лес. И еще напряженнее прислушиваешься к пению двигателя, и малейшее изменение его голоса иглами вонзается в сердце.
А путь не близкий. Над такой труднопроходимой местностью нужно пройти добрую сотню километров. Мысль так и кружится вокруг одного: где бы сесть в случае чего?..
Конечно, лететь над Уралом даже в хорошую погоду непросто. Мощные воздушные потоки хватают маленькую птичку своими могучими руками и бросают на сотни метров то вниз, то вверх, как пушинку. Мотор в такие мгновенья захлебывается, сбиваясь с ритма. В такую минуту и у пилота на сердце тревожно. Так и всматриваешься вперед, где кончается горная гряда. «Скорей бы пройти неприступное место, скорее к равнине!..»
И вот под тобой зеленые луга, поля и пашни. Сразу на душе становится веселее. Далеко на горизонте угадываются очертания родного города. Осталось всего двадцать-тридцать минут полета. Думаешь о том, как сядешь, поставишь самолет и поедешь к семье. Встретят тебя радостные глаза жены, горячие объятья. Голубоглазая Светик спросит:
- А что ты привез, папка?
И я достаю ей из чемоданчика заводного медвежонка.
- На, получай, дочка, сама тайга прислала!..
И жена, и дочка радуются вместе. И вдруг...
В моторе что-то хрустнуло, треснуло, какие-то комочки сверкнули в воздухе, ударив по пропеллеру. Винт остановился. Сразу наступила жутковатая тишина...
В такие мгновенья думать и рассуждать пилоту некогда. Нужно действовать, не медля доли секунды. Первым делом, чтобы самолет не упал, не клюнул носом, даю угол планирования для сохранения скорости. Высота небольшая, надо быстрее садиться. А куда?..
Скольжу взглядом по местности. Где-то сбоку под крылом притаилась небольшая деревушка. А рядом зеленеет лужок. Бросаю машину влево на крыло. Скольжением сбрасываю последние «излишки» высоты, выбираю из крена и прижимаю ручку к себе. Самолет несколько раз подпрыгивает от неровностей луга и останавливается. «Все в порядке. Машина цела».
Торопливо вылезаю из кабины. Не терпится узнать, что же случилось? Подбегаю к мотору. В теле двигателя зияет огромная дыра, из которой торчит скрюченный, изуродованный шатун.
Все становится понятным. Оборвался шатун и разбил весь картер. Мотор ремонту не подлежит.
Вот тебе и Уфа, и дом... Хорошо, что все случилось над равнинной местностью. А если б над горами, тайгой, несколькими минутами раньше?
Народ созывать на помощь не приходится. Он всегда тут как тут. С помощью сельчан закрепляю самолет кольями и веревками, оставляю охрану, а сам пускаюсь пешочком в Уфу за новым двигателем.
Вот так иногда доли секунды решают вопрос - быть или не быть?!

Вместо эпилога
Две стихии всегда жили в отце – небо и творчество. И эту тягу к творчеству он передал нам, детям. После завершения летной работы папа оттачивал журналистское перо, работая внештатным корреспондентом на радио и в печатных изданиях, был редактором газеты «Геолог Башкирии», выпустил книжку для детей «Лучик и Хмурик». Неопубликованными остались роман «Крылья в огне», киносценарий и некоторые другие произведения.
Но главным его литературным трудом остаются записки пилота «Здравствуй, небо!», адресованные «ребятам, мечтающим посвятить свою жизнь небу». Они учат, несмотря на все невзгоды, уверенно идти к своей цели. Отец любил жизнь, и жизнь любила его.

Светлана ПАНАСЕНКО.
Фото из семейного архива.


Стремительный полёт его жизни

Дата создание новости 17-11-2020   Комментарии (0)   Просмотров: 735     Номер: 80(13459)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.