Город ценен людьми и... памятниками
Так сложилась судьба, что я навещаю Уфу раз в год или в два, и город стал для меня дорогим, почти родным. Сам я коренной ленинградец, в 1945 году мне было 9 лет, а двум старшим сестрам 11 и 14 лет. Мать умерла в блокаду, отец погиб на фронте, а нас определили в детский дом Алма-аты. Потом сестры переехали с целинниками из Башкирии в Уфу и с 1958 года здесь живут. Они вышли замуж, оба моих зятя были башкиры, добрейшие люди, скромные заводские труженики. К сожалению, их уже нет в живых, но остались племянники и их дети.
Из Алма-аты я вернулся в свой родной город, а в 1959 году поступил в Пензенское художественное училище, мечтая получить профессию скульптора. Годы были тяжелые, материально жил плохо, поэтому ушел со 2-го курса. Учителя посоветовали мне поступить в ремесленное училище и получить редкую профессию фарматора. Так что всю свою жизнь проработал со скульпторами, знаю их быт, всю "кухню", профессиональные секреты. Сейчас мне уже 80 лет, на пенсии. Недавно опять приехал в Уфу. Что я здесь делаю? Сажусь в общественный транспорт и не спеша объезжаю город. Посещаю излюбленные места, дорогие мне еще с 1964 года. Уфа хорошеет, разрастается, в последнее время появилось много красивых зданий, город стал чище, комфортнее, современнее. Но как гость, которому со стороны виднее, я все же высказал бы градостроителям свои пожелания.
Как мне кажется, Уфа не имеет национального архитектурного образа. Мне могут возразить, что у башкир не было градостроительной архитектурной традиции, но ее не было и у казахов, киргизов. Они перенимают что-то у среднеазиатской архитектурной среды, преломляют на свой национальный манер, вот и получается собственный колорит - астанинский, элистинский или казанский. Обидно, что в городе, который имеет, в отличие от многих, рельефное ландшафтное преимущество, нет оригинальных национальных комплексов. Этого не чувствуется и в оформлении больших площадей.
Меня, человека, который всю жизнь прожил в Питере и занимался изготовлением скульптурных изображений, в других городах интересуют прежде всего памятники. Уфимцы по праву могут гордиться монументальной скульптурой Салавата Юлаева. Это высокохудожественное произведение с мощной академической лепкой, исключительной моделировкой. А как удачно использован местный ландшафт! Все просто и предельно умно. Чуть позже появился памятник Мажиту Гафури. Крепко сколоченная и мощно посаженная фигура убеждает большим портретным сходством.
Отдельно скажу о монументе Дружбы. Оправдано здесь все, и мощная лепка форм тоже. Не совсем удачная, как мне кажется, лепка и крупноватая по пропорциям трехфигурная композиция памятника участникам революции недалеко от остановки "Аграрный университет". Глубокое впечатление оставляет монумент "Скорбящая мать" в парке Победы. Трактовка современная, грамотная и очень цельная.
За столь долгие годы пребывания в Уфе мне довелось не раз видеть башкирского композитора Загира Исмагилова. Когда его встречал, мы здоровались. Он напоминал мне Уинстона Черчилля: такой же мощный, солидный, уверенный в себе и монолитный. Но почему-то композитора изобразили моложавым. Это совсем не тот человек, которого знали последние 20-30 лет. Примерно то же самое я бы сказал и о памятнике Мустаю Кариму. Мне кажется, лучше всего ваять человека таким, каким его знали в последние годы жизни. Но это мое личное мнение, с ним можно соглашаться или нет.
Г.НИКОЛАЕВ.
24-04-2014 (0) Просмотров: 1 134 Номер: 78(12476) Версия для печати